17 апреля


Case–технологии на уроках математики

В рамках личностно-ориентированного обучения школьников все большую актуальность приобретают информационные технологии образования. 
Кейс-технология является одним из вариантов таких технологий. Она представляет собой дистанционную образовательную технологию, основанную на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей информации и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использование на любом ее этапе.


Если рассматривать обычные методы обучения в школе, то метод case-технологии еще не столь развит, он является новшеством и многие даже не слышали о подобной методике, хотя в Европе это стандартный подход, используемый довольно часто. Учитывая то, что такой вид обучения школьников является нераспространенным, то на уроках математики его тем более не используют. Это объясняется тем, что, например, в гуманитарных дисциплинах и даже в физике новая методика предполагает разрешение группой учеников конкретно поставленной проблемы, которая по сути не имеет однозначного решения. А в математике такого не бывает, то есть каждая задача или пример обязательно должны иметь ответ. Если же использовать case, то учителю необходимо подготавливать тщательно проанализированные задания, чтобы школьники могли прийти к решению путем поиска проблемы, анализа возможных решений и одного или нескольких точных ответов.


Основными этапами кейс-технологии на уроках математики являются:
- подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме каждому ученику;
- планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации; 
- обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении отдельных вопросов темы и их устранение; 
- диагностика по окончании изучения темы или раздела.
Для реализации данной технологии будет лучше, если два урока алгебры стоят в расписании рядом.
Первый урок начинается с того, что каждый ученик получает набор двух учебно-методических материалов (в начале учебного года и в начале применения кейс-технологии – один – только первая страница).
Первая страница представляет собой перечень теоретических и практических вопросов, которые будут изучаться в следующей теме. Указывается литература, которой может пользоваться учащийся (если не был дан список рекомендуемой литературы в начале учебного года). Учащимся сообщается, что на изучение данной темы отводится... учебных часов, по истечении которых будет проведена диагностика знаний по теме.
Обращается внимание учащихся на различные уровни сложности практических заданий: сложность 0 – материал для устного счета, сложность 1 – обязательный уровень подготовки, который может быть оценен только удовлетворительной оценкой, сложность 2 – задания для хорошей и отличной оценки, сложность 3 – творческие задания, требующие применения логического и нестандартного мышления. Учащимся предлагается дома просмотреть весь материал по указанной в первой странице теме. Это позволит им увидеть его место в учебных пособиях, познакомиться с объемом предложенного материала, рассчитать свои силы и время. Затем первая страница, где часть указанных понятий и терминов ученикам еще ничего не говорит, откладывается для дальнейшей работы.
 Открывается вторая страница.
 Вторая страница представляет собой перечень теоретических и практических вопросов, которые уже изучены в предыдущей теме, оценочный лист для самооценки учащимися своих знаний и критерии оценки. Проводится обобщение изученной темы учителем, проводится консультация по вопросам, вызвавшим затруднения у десятиклассников. Консультировать не обязательно учителю – это может делать и любой из учеников, у которого предложенный вопрос не вызвал затруднений. Учащимся предлагается провести самодиагностику, проставив оценки за каждый этап изученной темы в оценочный лист. Оценочный лист сдается учителю для диагностики уровня подготовки учащихся класса и корректировки работы учителя на случай, если затруднения есть у достаточно большого количества учащихся.
 На следующем занятии проводится контроль знаний учащихся по данной теме. Контроль можно проводить в любой форме, но обязательно предложение задач первого, второго и третьего уровня сложности. Оценку за контрольную работу выставляет уже учитель. В идеале – оценка знаний изученной темы учеником и учителем должны совпадать.
• Примечание: Работы проверяются учителем, анализируются листы самооценки, вы¬ставляется итоговая оценка каждому ученику.
 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:
- ученик видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по дан¬ной теме;
- даже в случае болезни ребенок видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
- ребенок может планировать время работы над данной темой;
-у части учащихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем;
-к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.
Привожу пример использования кейс-технологии на уроке алгебры в 10 классе.
ТЕМА УРОКА: «Применение производной к решению задач».
ЦЕЛИ УРОКА:
 Учебные: Повторить теоретические сведения по теме, необходимые для решения рассматриваемых задач.
Обобщить, закрепить и углубить имеющиеся знания по теме «Производная».
Научить применять полученные теоретические знания при решении различного типа математических задач.
Воспитательные:Обучение навыкам: планирования деятельности, работы в оптимальном темпе, работы в группах, подведения итогов 
Развитие умения оценивать свои способности, свое положение в паре, умение контактировать с товарищами. 
Воспитывать чувства ответственности и сопереживания.
 Развивающие:Развивать у учащихся умение находить нужную справочную литературу, самостоятельно добывать знания, учить самодиагностике.
 Учить формированию ключевых понятий изучаемой темы.
 ТИП УРОКА – комбинированный: обобщение, закрепление навыков применения свойств элементарных функций, применение уже сформированных знаний, умений и навыков применения производной в нестандартных ситуациях.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА:
Сообщается тема урока, его цель, прогнозируемый результат.
1. Организационный: классу раздается материал, необходимый для практической работы на уроке по данной теме и контроля ее усвоения. Ученик выполняет задания этапов урока, оценивает свои знания по теме и обозначает вопросы, требующие доработки.
2. Установочный: повторение теоретических знаний по теме.
3. Контролирующий: диагностика знаний нулевого и первого уровня сложности:
а) индивидуальные задания для работы двух учащихся у доски;
б) мини-проверочная работа
4. Проверка заданий этапа 3: проверочную работу проверяем по шифру, работу у доски – с полным пояснением учащимися своих действий.
5. Практический: решение задач второго и третьего уровня сложности, подготовка к контрольной работе.
6. Итоговый: рефлексия, самодиагностика; заполнение оценочного листа.
7. Контрольно-зачетная работа: учащиеся выбирают произвольно один из предложенных учителем вариантов работы.
8. Выставление и комментирование оценок за урок (итоговые оценки за усвоение темы выставляются после проверки контрольной работы). 
Преимуществами рассматриваемого метода обучения являются коллективно-познавательный характер деятельности, возможность творческого подхода к ситуации, анализ вероятных решений и выбор наиболее правильных из них. Знания по теории и практические навыки настолько гармонично сочетаются, что даже наличие трудностей сопровождается большим позитивом и имеет много плюсов.
Особенность кейс-метода – это созданная проблемная ситуация, в основе которой лежат факты реальной жизни, иными словами, это ситуационное обучение. Если обратить внимание конкретно на предмет изучения математики, то многие школьники, учащиеся в старшей школе, интересуются вопросом, как именно и в какой мере им понадобятся приобретенные по предмету знания, насколько оправданными станут затраты времени и усилия на изучение такой сложной дисциплины.
Итак, целью подготавливаемых кейсов с заданиями является разработка рекомендаций по системе подготовки учеников к решению задач определенного типа. Технология предполагает от учителя математики письменную подготовку примера кейса, его самостоятельное изучение учениками, совместное обсуждение поставленной проблемы (естественно, при руководстве и помощи преподавателя). Очень важен принцип, что «обсуждение важнее решения». В основу кейс-метода ложится имитационное моделирование, то есть приобретение навыков выбора и анализа на математическом примере и перенесение его в реальную жизнь. На уроках математики метод выглядит следующим образом. Подготавливается чаще всего трехуровневый набор заданий, в каждом из которых процесс рассмотрения начинается от самого простого до сложного, таким образом, ученик сможет начать с элементарных правил и закончить творческим подходом к решению проблемы. 
Актуальность технологии в том, что школьники могут решать определенные профессиональные проблемы, «примерять» конкретную профессию, чтобы определиться с выбором в будущем. Обучение по case-технологии формирует высокий уровень мотивации к учебе, развивает личностные качества и работу в группе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий