Кто он - Дед Мороз?


Гномы, жонглеры, продавцы игрушек – кого только не считают предками Деда Мороза в разных странах! Чтобы выяснить, кто же на самом деле был первым Дедом Морозом, перенесемся в далекое прошлое – в IV век нашей эры. Перенеслись? Отлично! И в какой же мы стране? В Турции. Нам нужен город Мира. Почему именно он? Просто архиепископ Николай жил именно здесь. Как-то встретил он в городе трех девушек. Красивых, но заплаканных. «У нас нет денег на приданое, поэтому мы не можем выйти замуж за любимых», - объяснили красавицы сквозь слезы, когда отец Николай поинтересовался причиной настигшего их горя. Однако сам он проникся к девушкам симпатией и решил помочь им. Не унывая, отправился Николай к своим давним знакомым – торговцам. Да и рассказал им всё как есть. А надо заметить, что торговцы эти хоть и были людьми богатыми, но сердца свои на деньги не обменяли. И помогли они отцу Николаю. И получили девушки по мешочку с золотом каждая в приданое. И были три свадьбы – одна другой краше. И каждый в городе Мира узнал эту историю. С тех пор Николая стали величать Святым, а когда кто-то получал неожиданный дар, считали, что это он постарался. Жаль, что имена торговцев не сохранились до настоящего времени: все-таки в том, что произошло это чудо, есть и их заслуга. А девушки, имен которых мы не знаем… Не напоминают ли они вам библейскую легенду? А магическое число три? Поистине волшебная история.
Кстати, по другой версии этой легенды Святой Николай шел по городу и увидел в окне дома разорившегося купца трех его плачущих дочерей. Назавтра отец должен был продать их в рабство. И Николай подкинул им в дымоход три кошелька с золотом. По третьей – оставил золотые яблочки на камине в доме приютившей его семьи…
Но это только одна версия того, кем был Николай и за что его причислили к лику святых. Вот вам другая.
Мальчик Николай был круглым сиротой и воспитывался в доме богатых родственников. Но он видел, как живут бедные люди, и очень хотел им помочь. И вот он собрал немного еды и одежды и оставил на крылечках бедняцких лачужек. Однако сам он не хотел, чтобы знали, кто это делает. И долго ему удавалось оставаться незамеченным. Но когда тайна раскрылась, день Рождения Святого Николая –19 декабря – стал праздником. Именно в этот день, верят люди, он спускается с небес на землю, чтобы подарить подарки детям. Словом, легенд разных много, но истина одна – именно Святой Николай является первым в мире Дедом Морозом. А уж все остальные наши Деды появились потом.
Давайте заглянем теперь в прошлое нашей страны – тогда еще Руси. Кого мы видим? Древних славян – наших предков. А чего это они шубы наизнанку-то надели? И маски какие-то страшные… Всё просто: сейчас – зима, и это – колядующие. Они изображают духов. Ходят по деревне, стучатся в окна к соседям, а те им угощение выносят. Духи ведь, как верили наши предки, могут и добрые быть, и злые. Вот и пытались они каждую зиму их умилостивить – чтобы урожай родился хороший, чтобы все в семье здоровы были а дома все в порядке. А не одаришь колядующих, а особенно самого страшного из них – Деда, быть в доме беде. Деда этого, кстати, самым древним прообразом Деда Мороза и считают. Только тогда не он дарил подарки, а, наоборот, ему. Вот такая вот метаморфоза произошла с того времени. Что же это за духи такие, которых изображал Дед? Их несколько. Вот, например, восточнославянский дух холода Дед Трескун, он же Студенец и Мороз. Насылал на землю трескучие морозы. Те, в свою очередь, губили и урожай, и иногда даже людей и животных. Конечно, не нужно было это славянам, вот они и пытались от него откупиться и нака­нуне Рождества, и на Пасху. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». А весной пекли сорок колобков и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них. Это тоже был откуп от Мороза.
Ряд славянских племен считал своим прародителем-Дедом бога грома и молнии Перуна. «Дед захочет – наступает день, захочет - ночь», - приговаривали они. Но были у них и более свирепые прародители. Богу бурь и непогод  Позвизду ничего не стоило наслать на славянскую землю стихийное бедствие. Ведь стоило ему головой тряхнуть – крупный град сыпался, полами одежды потрясти – снег хлопьями валил, плащом взмахнуть – сильный ветер все на своем пути сдувал. А свита его была и вовсе бури и ураганы.
Зимник же – седой длиннобородый старик небольшого роста, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках оставлял жестокую стужу везде, где проходил. А под землей повелевал морозами Карачун. Он же сокращал жизнь. Три этих «лютых Мороза» - персонажи древнеславянских сказаний. Украинцы в XIX веке рассказывали о Деде - добром седовласом старце, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. Мы же, славяне, издревна верили в Мороза (он же Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) – персонажа фольклора. И внешностью, и одеждой этот хозяин снежного царства напоминал современного Деда Мороза. Это ведь про него Николай Некрасов написал свою знаменитую поэму «Мороз, Красный нос»! А кроме этого, прообраз Деда Мороза встречается в русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело-финский эпос "Калевала")