Поучительная притча


Электронный адрес

Мужик приходит устраиваться дворником в компанию Microsoft. Менеджер отдела кадров сначала, задает ему несколько вопросов, потом проводит небольшой тест (предлагает подмести часть территории) и наконец объявляет решение: 
- Вы приняты, оставьте ваш электронный адрес, чтобы мы могли вам сообщить в какое место и в какой день вам нужно будет в первый раз прийти на работу. 
- Но у меня и компьютера-то нет, - растерянно отвечает мужик, - не то что электронного адреса. 

- В таком случае мы не можем взять вас на работу, поскольку виртуально вы не существуете. 
Мужик выходит грустный, не зная что делать, когда в кармане осталось всего 10 долларов. Однако тут ему в голову пришла мысль: он заходит на рынок и покупает 10 кг помидоров. Затем он начинает ходить по домам и предлагать товар, и меньше чем за 2 часа ему удается удвоить капитал. После того как он повторил то же самое 3 раза, у него в кармане было уже 160 баксов. И тут он понимает, что с такими доходами вполне можно жить и без работы. Каждое утро он выходит из дома все раньше и возвращается все позднее, каждый день удваивая, а то и утраивая капитал. Через какое-то время он покупает машину, затем грузовик, а еще через некоторое время открывает фирму по доставке товаров населению. 

Спустя 5 лет он уже является владельцем крупной сети супермаркетов. И тут, задумавшись о будущем, он вдруг решил застраховать свою жизнь и жизнь всей своей семьи. После переговоров со страховым агентом тот просит его оставить электронный адрес, на который можно было бы отправить наиболее выгодное предложение, на что коммерсант, как и несколько лет назад, отвечает, что у него нет ни электронного адреса, ни даже компьютера. 
- Это удивительно, - недоумевает страховой агент, - у вас такой крупный бизнес и нет электронного адреса! Вы только представьте себе, кем бы вы стали, если бы у вас был компьютер! 
Поразмыслив, коммерсант отвечает: 
- Я бы стал дворником компании Microsoft.

Среднее образование в Израиле - что необычного? Средняя школа. Среднее образование в Израиле - что необычного? Образование в армии


Рассказывает девушка, которая приехала в Израиль в возрасте 15 лет: «Я приехала сюда и когда начала учиться здесь в школе… Немножечко разленилась, потому что политика здесь – каждый ученик отвечает сам за себя. И никто не заставляет. А мы привыкли, что учителя нас пасли, звонили домой, требовали, чтобы мы не пропускали уроки. А тут вдруг такая свобода! Естественно, все расслабились, никто не учился. Ну, мы были детьми. Перед армией – ветер в голове!»
Можно добавить к этому, что постоянное ожидание терактов, каких-то военных действий, неизвестность – сколько ты еще проживешь… Все это действует на молодежь не так, как хотелось бы родителям. Дети хотят успеть взять от жизни все. Поэтому многие начинают всерьез задумываться о завершении образования только после армейской службы.
И нет смысла жаловаться на то, что и учителя не те, и ученики сегодня хуже, чем вчера, и методики никуда не годятся, и сама система от чего-то отстает. Главное: если ученик выходит из школы и хочет продолжать образование – школьных знаний вполне для этого хватает.
Возможности продолжения учебы зависят от нескольких составляющих: уровня аттестата зрелости, средних оценок по профилирующим предметам (в аттестате зрелости) и оценки по психометрии. Приемная комиссия рассматривает документы поступающего и выдает ему список рекомендуемых направлений учебы.
В Израиле существует три градации аттестата зрелости: 3 единицы, 4 единицы и 5 единиц. По результатам контрольных работ, проводимых в 9 классе (всего – 12 лет обучения), определяется возможность получения одной из градаций. Если ученик пишет контрольную для аттестата на 80 (при 100-балльной системе оценки), он может получить аттестат на 4 единицы. А если ниже – 3 единицы. Иными словами, в 9 классе ученик сам выбирает себе сложность своего аттестата зрелости. При поступлении в вуз оценка по конкретному предмету, стоящая в аттестате на 5 единиц, умножается на 25, а оценка из аттестата на 4 единицы умножается на 12,5.
Вот как описывает эту систему выпускник школы, а сейчас – студент университета: «Разница в объеме материала, насколько глубоко этот материал изучается, сложность задач. Допустим, на 3 единицы: у тебя все данные есть, тебе нужно только поставить в формулу и решить. На 4 единицы: тебе нужно найти какие-то данные, потом с помощью этих данных решить задачу. На 5 единиц: там уже требуется поразмыслить, требуются более глубокие знания. Может быть, использовать теоремы. Не просто подставить в формулу».
Естественно, аттестат нужен для продолжения учебы. Но и то не везде: есть много частных учебных заведений, где можно продолжать образование, не имея аттестата зрелости.
Из продолжения разговора со студентом:
– Ты как считаешь, то, что здесь делается – это вообще нормально? Или есть какие-то провалы?
– Конечно, есть провалы, потому что люди не учат… Я здесь не учил ни географию, ни биологию, ни химию. Потому что я выбрал себе физику. И для минимального уровня аттестата зрелости этого достаточно. Человек отбрасывает предметы, которые ему не нужны. Есть люди, которые учили социологию, ТаНаХ и историю на 5 единиц. Английский, математика и все остальное у них на самом низком уровне. Физику учить все как бы не обязаны. Можно позволить себе не учить вообще. Но английский, математика… И это в конечном итоге им не портило аттестат. Допустим, человек из религиозной семьи хорошо знает ТаНаХ и другие вещи… Он сразу может взять 5 единиц ТаНаХа (минимальное по ТаНаХу – 2 единицы). (ТаНаХ – это священные книги иудеев, в которые входит и Тора, в христианстве называемая Ветхий Завет. Изучение ТаНаХа важно потому, что в языковой культуре израильтян поражает обилие цитат из священных книг – Б.Р.)
– И в любом случае это открывает ему дорогу для общественных наук. Если он хочет изучать социологию…
– Конечно. Математика решает все при поступлении только в технические учебные заведения. С 3 единицами математики туда никто не возьмет. Даже не будут смотреть. С 4 возьмут в большинстве колледжей. И даже в университетах можно попасть на большинство факультетов. А если 5 единиц по математике – сразу смотрят на психометрию.
Психометрия – это экзамен на способность применить полученные в школе знания по всем предметам. Сюда же включаются задачи по логике, теории вероятностей. Отзывы сдававших психометрию (с форума): «Большая часть логики – расположения, опыты и правда/ложь. Тексты и дополнение предложений рассчитаны в основном на проверку внимательности и скорости работы – без особо сложных логических построений. Темы текстов: наука (исследование Луны), социология (развитие религиозных норм по Максу Веберу) и история/медицина (развитие модели мозга от Платона до Галена). Уровень – популярный».
Система среднего образования построена на идее: школьник может сконцентрироваться на том, что ему больше нравится и лучше дается. Базовых знаний по остальным дисциплинам достаточно для получения любого образования в дальнейшем (профессионального или университетского). А если у молодого человека возникает потребность дополнить пропуски в школьном курсе – есть вечерние школы, которые помогут это сделать.
                                                                                                 Борис Рохленко
..............................................................................................................................

Не так уж редко встречаются ученики, которые не заканчивают учебу, бросают школу. Или доходят до последнего класса, но не сдают экзамены на аттестат. Как может сложиться их жизнь в Израиле?
...Вот рассказ человека, который не получил аттестата зрелости в школе:
– Я проучился 10 лет к тому времени, когда мне исполнилось 16. Два года я как-то подрабатывал, не бездельничал. Когда мне исполнилось 18 лет, мне прислали повестку о призыве. Год после этого я потратил на то, чтобы получить водительские права (это входило в подготовку к армии). Призвался, служил в инженерных войсках, водил «Хаммер». Поначалу было тяжеловато, потом – получил благодарность от командиров за хорошую службу.
За полгода до демобилизации мне сказали, что я могу продолжить учебу. Всем отличникам службы (а я был отличником) предлагали различные курсы: иностранные языки, компьютерная техника, спасатели (на пляжах)... Как-то ко мне подошел мой непосредственный командир и сообщил, что я демобилизуюсь через несколько месяцев, и меня можно направить на курсы. Меня удивило, почему именно меня. Оказалось, что начальник подготовки военнослужащих инженерных подразделений бригады, в которой я служу, организовал место на таких курсах специально для меня. Такие 5-месячные курсы – как бы завершение учебного процесса, который я не закончил в школе. Я должен был пройти школьную программу тех двух лет, которые я не доучился.
Таких, как я, на курсах было более 100 человек. На такие курсы попасть далеко не просто. Все слушатели этих курсов в свое время не закончили школу по разным причинам. У многих из них в школе были сложности. Но они почти все показали себя отличными солдатами. Среди них были те, кто уже должен был демобилизоваться, но остался еще на полгода на сверхсрочную, чтобы закончить этот курс. У меня тоже был контракт на продолжение службы, хотя и очень короткий – полмесяца или месяц, я уже не помню.
Преподавали там только солдатки. Почти все верующие. Почти никто из них не был на службе больше года. И офицеры, которые были на курсах, тоже служили (на тот момент) не больше года. У всех девочек был отличный аттестат высшей сложности по предмету, который они вели: английский, математика, география, язык.
Учились с 7 утра. Подъем в 6, в 7 подъем флага, в 7.15 начинались занятия. И так до 22.00 с небольшими переменами и с перерывом на обед и ужин.
В результате я получил документ, что закончил 12 классов школы. Экзамены по английскому и географии зафиксированы в министерстве просвещения. Это оценки для аттестата зрелости, но до полного аттестата еще достаточно далеко: нет оценок приблизительно по 20 предметам. Но сейчас это можно восполнить, и при желании сдать все экзамены. Если будет необходимость.
На этих курсах очень строгая дисциплина. Если мне было что-то непонятно – со мной оставались после ужина. Потом дали тетрадку, чтобы я каждый урок записывал, что я не понял. И каждый вечер я отдавал эту тетрадь «классной руководительнице» – солдатке, которая была как бы старшей над группой учащихся.
Такая «классная дама» была у каждых 7-8 солдат. Она разбиралась со всем, что осталось непонятным после уроков. И она же следила за дисциплиной – докладывала обо всех опозданиях командиру курсов.
Эти полгода были физически не тяжелее трех лет службы в инженерии, но все равно было трудно. Сначала – как-то все очень легко, но быстро все надоело. Хотелось все бросить и уйти. Потому что после этих курсов службы уже нет. И зачем тебе этот курс? После трех месяцев ты разбитый, тебе ничего не надо. А эти месяцы – самые трудные в курсе, идет самый тяжелый материал для аттестата. Потом, после изучения материала, на экзаменах уже довольно легко.
– Скажи, вот уже прошел год, как ты уволился из армии. Ты доволен, что ты окончил этот курс?
– Да, конечно, да. Сначала я вообще не хотел идти учиться. Когда командир меня убеждал, что это обязательно, что я должен это пройти, я отвечал, что мне это не нужно, что я и не собирался дальше учиться. Но потом решил: «Ну, ладно, эти пять месяцев… не знаю, что получится. В крайнем случае вернусь на базу».
Решился пойти учиться, когда меня на один день отвезли туда, где этот курс должен проходить. Учебное заведение располагается на Кинерете. Очень красивое зеленое место, спокойное, подходящее для учебы, и хороший воздух. Понравилось. Ведь вся моя служба проходила в пустыне. И я решился.
Ребята там записывались и сдавали пробный экзамен. Экзамен маленький и простенький: по английскому, написать что-то на иврите, что-то решить по математике. Были и такие, что не сдали.
И сегодня, после этого курса... Я встречаю иногда людей, которые меня помнят еще по школе: как я болтался, ничего не делал, бросил учебу. И спрашивают: что ты, где ты, служил ли вообще в армии? Я им говорю: «Да, я служил в боевой инженерной службе все три года, был отличником службы, закончил курс за 12 классов школы. Другой человек! И сейчас я учусь… У всех квадратные глаза!»
...В России стараются попасть в вуз до армии: можно было не служить (в те времена, когда военная кафедра вуза заменяла срочную службу), можно было получить отсрочку. Кроме того, раннее получение образования оправдано физически и физиологически: ученик еще не отвык учиться (физический фактор), и его память еще не ослабла (физиологический фактор). В Израиле это уходит на второй план, потому что для студентов отсрочек нет. Но и ограничений на учебу нет: можешь учиться, сколько хочешь (образование платное), где хочешь и в любом возрасте, хоть до ста лет. Есть деньги – плати и получай столько, сколько сможешь взять.
Еще один эпизод. У меня есть знакомый художник. Он не учился рисованию в России, там он был инженером. А здесь, в Израиле, он решил усовершенствоваться, пошел учиться в частную студию. И рассказывал о своих впечатлениях: «В России тебя должны были научить. И учили. И спрашивали с тебя, и требовали. Здесь этого нет. Рисуешь – хорошо! Хорошо рисуешь – еще лучше! Но тебе ничего не объясняют, тебя не поправляют! Что сам схватил – то и твое!»
Видимо, вот это последнее и есть основополагающий принцип образования в Израиле. Человек выбирает сам (даже если он как бы ничего в жизни не понимает): учиться или нет, быть отличником или нет, стремиться к чему-то или нет. Он свободен!
Конечно, это свобода человека в среде, в которой он находится. На него влияют и учителя, которые поощряют и хорошее поведение, и хорошую успеваемость. Это и родители, которые хотят видеть своих детей преуспевающими. Это и друзья-товарищи. И если попадается такое окружение, где многие учатся хорошо или стараются это делать хорошо, это заметно влияет на человека в любом возрасте. Даже на достаточно зрелого. Ибо образование, в конечном счете, это пропуск в лучшую жизнь.
Правда, в Израиле не действует правило, которое однажды озвучил Аркадий Райкин: «Без высшего образования, как собака, пропадешь!» Но все-таки, что-то в этом есть!
Борис Рохленко